Привод газа. Honda Civic, Mazda 3, Peugeot 307
15 июня 2006
Александр ДИВАКОВ | Павел КАРИН | Фото Степана Шумахера
Даже сейчас, когда хэтчбек Honda Civic восьмого поколения стоит на динамометрической дороге Дмитровского автополигона, нам все еще не верится, что это серийный автомобиль. Боевой клин с «люстрой» головной светотехники, треугольные бойницы «противотуманок» и выхлопных труб… Рядом с одноклассниками, хэтчбеками Mazda 3 2.0 Sport и Peugeot 307 2.0 Feline, новый Civic выглядит пришельцем с другой планеты!
А насколько содержание соответствует форме?
Конкурентов для теста мы подбирали с умыслом — это должны быть одновременно «дизайнерские» и динамичные хэтчбеки. Конечно, среди них обязательно должна быть двухлитровая Mazda 3, которая однажды уже взяла верх в номинации «Динамика» в тесте с одноклассниками Volkswagen Golf 2.0 FSI и Ford Focus 2.0 (см. АР №13—14, 2005). А кто еще? Эстетский Citroen C4 VTS? Но его мы испытывали совсем недавно (см. АР №10, 2006). В итоге третьим стал обновленный Peugeot 307, но в самой мощной версии — с двухлитровым мотором, форсированным до 177 сил.
Силы, конечно, неравные: хондовский двигатель 1.8 i-VTEC развивает 140 л.с., а двухлитровая «четверка» Maзды — 150 л.с. Но выбирать, увы, не приходится — сейчас в России автомобильный рынок просто сошел с ума. Если нужной версии нет в пресс-парке, то у дилеров и подавно — все сметено могучим ураганом спроса. Хорошо хоть, что 177-сильный Peugeot остался непроданным…
Кроме того, разница в мощности оказалась не столь явной.
Конечно, Peugeot динамичнее — набирает сотню с места на 0,9 с быстрее, чем Mazda, и на целую секунду опережает Civic. Но вспомните, что именно эта секунда времени разгона «от нуля до ста» разделяла Focus и Мазду 3 — при разнице в мощности всего в 7 л.с. А тут разница — 27 л.с…
Предельные возможности — это еще не все. Есть и такая характеристика, как удобство управления тягой. А с этим у Peugeot не все в порядке.
Во-первых, педаль газа заметно задемпфирована — реакции запаздывают. Во-вторых, двигатель по-настоящему активен только в зоне средних оборотов — крутить его выше 5500 об/мин смысла нет. А в-третьих, передаточные числа трансмиссии подобраны неоптимально. Первая передача «длинновата»: при старте с места возникает явное ощущение нехватки крутящего момента, словно трогаешься со второй передачи. Выкручиваешь вторую передачу, переходишь на третью — а мотор «не подхватывает», хотя обороты вроде бы велики…
То ли дело Mazda 3!
Если судить только по результатам замеров разгонной динамики, то Mazda заняла бы второе место. Но первые три передачи здесь самые «короткие», переключаются по-спортивному четко и подобраны в самую масть: момента хватает и «сверху», и «снизу». Отзывчивость на действия педалью газа эталонная: нажал — получил. В итоге именно Mazda кажется самой динамичной и спортивной!
Да, именно Mazda. А не Honda.
Дело не в мощности — 10-сильный проигрыш Хонды вполне адекватен разности в 200 «кубиков» рабочего объема и в две десятых доли секунды времени разгона до сотни. Но Civic неожиданно удивил самым «задумчивым» приводом газа, по сравнению с которым даже Peugeot кажется на редкость отзывчивым. Топчешь педаль акселератора, а в ответ — тишина. И лишь спустя секунду хэтчбек начинает ускоряться, словно здесь не шестиступенчатая «механика», а задумчивый «автомат». Испытанный нами Civic-седан с таким же мотором и «автоматом» (см. АР №9, 2006) был гораздо живее!
А здесь — ни азарта, ни тяговитости. При довольно «длинных» передачах мотор не горит желанием «вытягивать» машину с малых скоростей: ускориться, например, с 60 км/ч на пятой — уже проблема: приходится переключаться «вниз».
Обидно, право.
Переключать передачи в Хонде приятно: стильным (но не самым удобным) джойстиком коробки попадаешь в нужную передачу с точностью снайпера. Но сцепление могло бы быть поинформативнее, а так с непривычки разгоняешься с рывками. С Маздой не сравнить.
Отыграется ли Honda в поворотах?
Приятный кожаный руль с приливами в зоне хвата и вставками «под алюминий» совершает от упора до упора чуть более двух оборотов, что вместе с высокой угловой жесткостью подвески наделяет Civic спортивной юркостью. Чуть повернул баранку — и Honda моментально, практически без крена уходит в сторону. С непривычки кажется, что чересчур резко. Но реакции футуристичного хэтчбека точны и однозначны, рулевое управление информативно. А если дорога ровная, то Honda настолько охотно заныривает в крутые повороты и точно прописывает лихие траектории, что диву даешься. Ведь задняя подвеска здесь, в отличие от седана Civic или Мазды 3, не многорычажная, а обычная полузависимая. Но настроили ее японцы классно! В ответ на уменьшение или увеличение тяги в предельном вираже Honda просто переходит на больший или меньший радиус в скольжении всех четырех колес. Ни сноса, ни заноса!
Неудивительно, что на так называемом лосином тесте (маневр по экстренному объезду препятствия с возвратом на свою полосу движения) Civic с его почти нейтральной поворачиваемостью позволил экспертам достичь самой высокой скорости — 80,4 км/ч. Причем система стабилизации здесь допускает скольжения и срабатывает очень корректно, не нарушая планов водителя.
Но то, что при быстром вращении руля в аварийной ситуации реактивное действие на нем практически исчезает, — это насторожило. И если «вкатившийся» испытатель мог безошибочно вписывать автомобиль между расставленными конусами, то четверо впервые оказавшихся за рулем Хонды водителей совершили «аварии» — сбили хотя бы по одному конусу. А еще один недостаток выявляется с ростом скорости — жесткая подвеска заставляет Хонду сильнее других реагировать на неровности и отклоняться от траектории.
Так что хотя «драйверский» настрой Сивика очевиден, в номинации «Управляемость» вновь побеждает Mazda 3. Вот где отличный баланс между надежностью управления и азартом! Минус тут только один — знакомая «ступенька» по усилию, которая возникает при быстром вращении руля. Но, в отличие от Сивика, с ростом скорости Mazda не начинает рыскать на неровностях. К тому же она «понятнее» в критических ситуациях — во время «лосиных заездов» всего один водитель из четырех не смог «попасть» между конусами с первого раза.
А что Peugeot?
Peugeot 307 — само спокойствие. Умеренная чувствительность к поворотам руля, плавные и точные реакции, ощутимые крены, диагональная раскачка в поворотах... Все это не напрягает — благо есть внятная обратная связь, а поведение автомобиля предсказуемо. Но азартом здесь и не пахнет. В крутые повороты Peugeot заходит не так охотно, как японские хэтчбеки: чуть переборщил со скоростью на входе — и автомобиль поплыл носом наружу. В предельном режиме «француз» более восприимчив к изменению подачи топлива: здесь и занос под сброс газа порезче, и распрямление траектории с увеличением тяги более интенсивное. Но система стабилизации (неотключаемая) начеку, так что бояться нечего.
Логично было бы предположить, что Peugeot, как автомобиль с самой мягкой подвеской, будет лидером по плавности хода. Как бы не так! Да, «француз» меньше других реагирует на волны, почти не замечает мелких неровностей и не столь подробно, как «японцы», воспроизводит профиль дороги. Но крупные выбоины отдаются в салоне звучными ударами — как, впрочем, и в Хонде с ее по-спортивному жесткой подвеской. Однако, в отличие от Peugeot, Civic не брезгует и дорожной «мелочью», а профиль дороги воспроизводит c точностью копировального аппарата.
Mazda же, хоть и чувствительнее к небольшим неровностям, серьезные колдобины «глотает» охотнее и тише. Причем к ней в полной мере применима поговорка «Больше скорость — меньше ям». Для российских дорог (да и водителей) — то, что надо!
Но Mazda проиграла конкурентам при замерах тормозного пути — хотя год назад была в лидерах. Дело тут в неудачных шинах, поставленных взамен изношенных «родных» покрышек. Однако управлять замедлением проще всего именно на Мазде — прекрасное следящее действие и высочайшая информативность педали. Хорошо тормозит и Peugeot 307 — при замерах автомобиль остановился раньше всех. А Honda, показав приличный результат, насторожила слишком «легковесной» педалью тормоза, которая осложняет дозировку усилия.
Итак, каков расклад?
Самый мощный Peugeot 307 хорош тем, что он… самый мощный. Но спортивностью здесь и не пахнет. А вот комфорт салона — это есть. Интерьер в роскошном исполнении Feline расцвечен оранжево-коричневыми красками натуральной кожи и серебром «алюминиевых» вставок, руль — с нарочито пухлым ободом, кожаные «ковши» радуют «анатомичностью». Кроме того, здесь не просто климат-контроль — он двухзонный.
Но достаточно ли всего этого, чтобы оправдать ценник в $32760? Вряд ли.
Mazda 3 2.0 — энергетический напиток! Инструмент для ежедневной тренировки водительского духа. Причем эта тренировка происходит в весьма комфортных условиях. Интерьер уютен: эффектная подсветка приборов, мигающие светодиоды на панели штатной аудиосистемы и «гостеприимные» кресла с синими вставками под цвет кузова. Плавность хода хороша. Сзади — самое удобное сиденье, где вполне можно расположиться втроем. Двигатель, правда, громковат, но в целом по шумности все три машины — примерно на одном уровне.
При этом Mazda 3 с двухлитровым мотором — самая доступная из всей троицы: цены начинаются от $22300!
Наконец, новый хэтчбек Honda Civic.
Дизайн — фантастика! Звездолетный кокпит с футуристичной двухъярусной передней панелью, ажурный руль, необычные «разделенные» приборы… Причем эстетика почти не конфликтует с функциональностью. Обзорность назад, конечно, ограничена — заднее стекло перечеркнуто по горизонтали эффектным спойлером и вдобавок лишено «дворника». Кстати, в плохую погоду «распашные» щетки оставляют у стоек лобового стекла Хонды широкие неочищенные зоны (как и у Peugeot 307). Зато у Сивика крупные наружные зеркала — в отличие от Peugeot.
Из-за низкого ската крыши Honda уступает обоим соперникам по удобству входа-выхода, но внутри оказывается довольно вместительной: если в Мазде и Peugeot колени задних пассажиров слегка касаются спинок, то в Сивике перед ними остается зазор. Однако на крайних пассажиров Хонды «давят» близко расположенные стойки с крышей, которые к тому же мешают «широкоугольному» обзору окрестностей.
Зато Civic — лучший трансформер! Заднее сиденье здесь, как и у младшей сестренки Jazz, можно сложить одним движением руки по частям и почти вровень с полом (спинка укладывается на отъезжающую вперед и вниз подушку), а можно поднять и зафиксировать только подушку. При этом, как и в Мазде, передние кресла Хонды могут быть отодвинуты до упора назад вне зависимости от положения частей заднего сиденья. Очень ценное качество!
И багажник Хонды самый вместительный.
Прибавляем сюда азартное шасси — и получаем… Но сперва из этого коктейля достоинств нужно вычесть «задумчивый» акселератор. Кто настраивал на хондовском хэтчбеке привод газа? Не иначе как человек, ранее отвечавший за тормоза! Ведь из-за этого весь спортивный имидж рушится. А средненькая плавность хода по-спортивному настроенной подвески — остается…
P.S.
История с отзывчивостью акселератора Хонды имела продолжение. Сразу после теста один из авторов материала улетел во Францию — на конкурс экологически чистых машин Michelin Challenge Bibendum (о нем — в ближайших выпусках АР). Среди прочих конкурсантов там был и автомобиль Civic Hybrid. И когда представители фирмы Honda в разговоре узнали наши впечатления об испытанном хэтчбеке, они изрядно удивились.
— Этого быть не должно! Бывает, что покупатели новых хэтчбеков жалуются на недостоточно расторопную роботизированную коробку передач. Но акселератор... Нам нужно разобраться!
Тут же последовали звонки — сначала в Англию, а из Англии — в российское представительство фирмы Honda. И буквально за несколько часов до отправки этой статьи в типографию к редакции подкатил еще один Civic — мол, прокатитесь и убедитесь...
Мы прокатились и убедились: привод газа здесь совершенно нормальный! Но сцепление столь же неинформативное — момент замыкания дисков приходится «угадывать», что вызывает неудобство и рывки. Однако учитывая, что на испытанном ранее седане Honda Civic привод газа тоже был вполне адекватным (см. АР №9, 2006), мы решили внести коррективы в экспертные оценки разгонной динамики и добавили Хонде пять баллов. В итоге Civic сравнялся с Маздой, но все-таки не превзошел ее. А вот если бы мы выставляли оценки за стабильность качества и настроек, то Civic оказался бы вновь на второй позиции.
Графики разгона
Honda Civic | Mazda 3 | Peugeot 307 |
Что почем?
Хэтчбек Honda Civic 1.8 Sport предлагается на нашем рынке с одним-единственным мотором (140 л.с.) и в двух комплектациях — с шестиступенчатой «механикой» (в наших руках побывала именно такая машина — от $24900) или с ее «роботизированной» версией ($25900). «В базе» — система стабилизации, шесть подушек безопасности, климат-контроль, электростеклоподъемники, противотуманные фары, CD/mp3-магнитола. А доплатив $1400, для версии с «роботом» можно заказать стеклянную крышу. Вот только купить эффектный Civic пока нельзя — сроки поставок станут известны после российского дебюта, который запланирован на 1 июля.
Автомобили Honda продают и обслуживают 24 дилерских центра в 14 российских городах.
Гарантия — 3 года или 100 тысяч километров пробега.
Хэтчбек Mazda 3 2.0 в базовой версии Touring стоит от $22300 — с легкосплавными колесами, противотуманными фарами, климат-контролем, системой стабилизации и кожаным рулем. Седаны — на $200 дешевле. Топ-версия Sport за $23600 отличается 17-дюймовыми колесами, ксеноновыми фарами и датчиком дождя. «Автомата», увы, не предусмотрено — только для 105-сильных машин с мотором 1.6 (от $17200).
Очереди на автомобили Mazda 3 сейчас растянулись на полгода — к этому времени клиенты уже получат обновленные машины с легкими косметическими изменениями в облике. А зимой в России появится Mazda 3 MPS с 250-сильным турбомотором.
Автомобили Mazda продают и обслуживают 16 дилерских центров в 10 российских городах.
Гарантия — 3 года или 100 тысяч километров пробега.
Peugeot 307 2.0 Feline — самый дорогой ($32760), зато самый роскошный и мощный (177 л.с.) хэтчбек в тесте. Кожаная отделка салона, двухзонный климат-контроль, ксеноновые фары, система стабилизации, АБС и полный набор подушек безопасности, включая надувные «занавески»… Но есть динамичный «триста седьмой» дешевле — это машина со 143-сильным двухлитровым мотором (от $22400) и близким уровнем оснащения. «В базе» оба двухлитровых хэтчбека оснащаются «механикой», но менее мощному из них предлагается и «автомат» Tiptronic (+$1400). А самый доступный Peugeot 307 — это «трехдверка» с 90-сильным моторчиком 1.4 (от $16500). Срок ожидания заказанного автомобиля — от недели до двух с половиной месяцев.
Продажей и обслуживанием автомобилей Peugeot занимаются 30 дилерских центров в 16 городах России.
Гарантия — 2 года без ограничения пробега.
Прогноз читателей Авторевю
Накануне этого теста посетителям интернет-сайта www.autoreview.ru мы предложили ответить на вопрос: «Какому из автомобилей-участников очередного теста Авторевю вы бы отдали предпочтение?» Вот как распределились голоса:
Honda Civic 1.8 Sport - 68,3 %
Mazda 3 2.0 Sport - 25,2 %
Peugeot 307 2.0 Feline - 6,5 %
Проголосовали 13423 человека
Некоторые результаты измерений Авторевю
Автомобиль | Honda Civic | Mazda 3 | Peugeot 307 |
Макс. скорость, км/ч | 193,7 | 198,5 | 206,8 |
Время разгона, с | |||
0—50 км/ч | 3,4 | 3,9 | 3,4 |
0—100 км/ч | 10,2 | 10 | 9,1 |
0—150 км/ч | 23,7 | 22,2 | 20,4 |
0—200 км/ч | — | — | 56,2 |
на пути 400 м | 17,3 | 17,2 | 16,7 |
на пути 1000 м | 31,6 | 31,2 | 30,4 |
60—100 км/ч (III) | 7,9 | 6,1 | 6,4 |
60—100 км/ч (IV) | 10,7 | 10,1 | 8,9 |
80—120 км/ч (V) | 15,6 | 14,5 | 12,6 |
80—120 км/ч (VI) | 20,1 | — | — |
Выбег, м | |||
c 50 км/ч | 464 | 596 | 595 |
130—80 км/ч | 867 | 956 | 925 |
160—80 км/ч | 1333 | 1445 | 1393 |
Тормозной путь | |||
со скорости 100 км/ч, м | 41,4 | 44,1* | 40,9 |
Замедление, м/с² | 9,3 | 8,7* | 9,4 |
Макс. скорость выполнения | 80,4 | 80,2 | 79,5 |
* При различных шинах, установленных на передней и задней осях |
Точность показаний спидометра
Показания спидометра, км/ч | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | 200 |
Истинная скорость, км/ч | |||||||||
Honda Civic | 36 | 56 | 75 | 94 | 114 | 133 | 153 | 172 | 192 |
Mazda 3 | 37 | 56 | 76 | 94 | 114 | 133 | 152 | 172 | 190 |
Peugeot 307 | 39 | 59 | 78 | 98 | 118 | 138 | 158 | 178 | 198 |
Экспертные оценки Авторевю
Макс. балл | Honda Civic | Mazda 3 | Peugeot 307 | |
Дизайн | 160 | 145 | 130 | 130 |
Внешность | 80 | 75 | 65 | 65 |
Интерьер | 80 | 70 | 65 | 65 |
Эргономика | 160 | 120 | 130 | 135 |
Рабочее место водителя | 80 | 65 | 70 | 70 |
Обзорность | 80 | 55 | 60 | 65 |
Динамика | 280 | 220/225* | 235 | 225 |
Разгонная динамика | 90 | 60/65* | 70 | 65 |
Тормозная динамика | 100 | 85 | 85 | 85 |
Управляемость | 90 | 75 | 80 | 75 |
Ездовой комфорт | 200 | 145 | 150 | 150 |
Плавность хода, виброзащита | 80 | 55 | 60 | 55 |
Акустический комфорт | 60 | 45 | 45 | 45 |
Микроклимат | 60 | 45 | 45 | 50 |
Комфорт салона | 200 | 170 | 160 | 155 |
Пассажирские места | 70 | 50 | 55 | 55 |
Багажник | 70 | 65 | 60 | 55 |
Трансформация салона | 60 | 55 | 45 | 45 |
Суммарный балл | 1000 | 800/805* | 805 | 795 |
* С учетом дополнительных испытаний (см. P.S.) |
Оснащение участвовавших в тесте автомобилей
Марка | Honda Civic 1.8 | Mazda 3 2.0 | Peugeot 307 2.0 |
Комплектация | Sport | Sport | Feline |
Цена базовой версии, $ | 24900 | 23600 | 32760 |
Фронтальные подушки безопасности | + | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + | О |
Надувные «занавески» | + | + | О |
АБС | + | + | + |
Противобуксовочная система | + | + | + |
Система стабилизации | + | + | + |
Усилитель рулевого управления | + | + | + |
Регулируемая в двух направлениях рулевая колонка | + | + | + |
Кожаная отделка рулевого колеса | + | + | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + | – |
Подогрев передних сидений | – | – | + |
Климат-контроль (раздельный) | + (–) | + (–) | + (+) |
Омыватель фар | – | + | + |
Центральный замок (дистанционный) | + | + | + |
Противоугонная сигнализация с иммобилайзером | + | + | + |
Электропривод и обогрев наружных зеркал | + | + | + |
Электропривод складывания зеркал | + | – | + |
Электростеклоподъемники | + | + | + |
Датчик освещения | + | + | – |
Датчик дождя | + | + | + |
Складывающееся по частям заднее сиденье | + | + | + |
CD-аудиосистема | О | –* | + |
CD-чейнджер | – | – | О |
Противотуманные фары | + | + | + |
Полноразмерное запасное колесо | – | – | + |
Металлическая защита моторного отсека | – | – | + |
Легкосплавные колеса | О | + | О |
Люк с электроприводом | – | – | О |
Круиз-контроль | + | – | + |
Парктроник задний | О | – | + |
Отделка салона кожей | – | – | + |
Дистанционный замок лючка бензобака | + | + | – |
Ксеноновые фары | – | + | + |
Отделка передней панели кожей | – | – | + |
Пластиковый «обвес» кузова | О | + | – |
Цена тестируемого автомобиля, $ | 29250 | 23600 | 33900 |
* Радиоприемник | |||
(+) Комплектация базовой версии | |||
(–) В базовой комплектации отсутствует | |||
(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили |
Honda Civic 1.8, Mazda 3 2.0, Peugeot 307 2.0 (данные производителей)
Honda Civic | Mazda 3 | Peugeot 307 | |
Тип кузова | 5-дверный хэтчбек | ||
Число мест | 5 | 5 | 5 |
Объем багажника, л | 415—1282* | 300—635* | 340—1330* |
Снаряженная масса, кг | 1270 | 1235 | 1275 |
Полная масса, кг | 1750 | 1745 | 1755 |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | ||
Расположение | спереди, поперечно | ||
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, см³ | 1799 | 1999 | 1997 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 81,0/87,3 | 87,5/83,1 | 85,0/88,0 |
Степень сжатия | 10,5:1 | 10,8:1 | 11:01 |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 140/103/6300 | 150/110/6000 | 177/130/7000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 174/4300 | 187/4500 | 202/4750 |
Коробка передач | М6/АМ6** | М5** | М5** |
Передаточные числа | |||
I | 3,14 | 3,67 | 2,92 |
II | 1,87 | 2,06 | 1,87 |
III | 1,3 | 1,39 | 1,36 |
IV | 1,05 | 0,97 | 1,05 |
V | 0,85 | 0,79 | 0,86 |
VI | 0,73 | — | — |
задний ход | 3,31 | 3,17 | 3,33 |
главная передача | 4,29 | 4,39 | 4,29 |
Привод | передний | передний | передний |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | ||
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | независимая, пружинная, многорычажная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | ||
Задние тормоза | дисковые | ||
Шины | 225/45 R17 | 205/50 R17 | 205/50 R17 |
Максимальная скорость, км/ч | 205 | 200 | 220 |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 8,9/10,9 | 9 | 8,8 |
Расход топлива, л/100 км | |||
городской цикл | 8,4 | 11,5 | 11,8 |
загородный цикл | 5,5 | 6,3 | 6,5 |
смешанный цикл | 6,6 | 8,2 | 8,4 |
Емкость топливного бака, л | 50 | 55 | 60 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 |
* При сложенных задних сиденьях (у Мазды — до уровня окон) | |||
** М6 — механическая 6-ступенчатая, АМ6 — механическая «роботизированная» |
Источник: АвтоРЕВЮ